Наука Тайна излучения 775 года до н.э.
Четверг, 19 Июля 2012 09:15

Тайна излучения 775 года до н.э.

Оцените материал
(1 Голосовать)

На основании годичных колец деревьев, ученые установили, что в 775 году до н.э. в нашу планету врезался поток излучения, который оставил после себя аномальное количество изотопа углерода - 14С. Сверхновая звезда и солнечные вспышки, две возможные причины, вряд ли могли это вызвать.

Увеличение излучения произошло где-то около 774 и 775 годах до н.э. (во время правления Карла Великого), обнаружено это было на основе количества радиоактивного углерода 14C, содержащегося в кольцах деревьев в северном полушарии. Оно было настолько значительным, что, как посчитала Fusa Miyake из университета Нагоя, увеличение изотопа в атмосфере менее чем за год подскочило на 1.2%, что в 20 раз выше, чем обычно.

Дэниел Бейкер, физик из Лаборатории атмосферной и космической физики в Университете Колорадо, сообщил, что около 775 года до н.э. произошло "очень энергетическое событие". Однако, трудно определить, что это было.

Изотоп 14C образуется в то время как интенсивные космические лучи бьют по верхним слоям атмосферы, генерируя тем самым нейтроны. Они сталкиваются с азотом-14 (14N), который затем разлагается и образует радиоактивный углерод.

Единственной причиной, которая могла привести к такому резкому увеличению изотопа, является влияние гамма-лучей, образующихся при взрывах сверхновых звезд, или солнечные вспышки. Miyake, однако, утверждает, что ни одно из этих событий не представляется возможным, так как, безусловно, они оставили бы после себя другие заметные эффекты.

Если бы это была сверхновая звезда, вероятно, сейчас мы имели бы дело с появлением на небе "звезды", которая была бы видна даже днем, о чем мы прочитали бы в исторических источниках. Было два случая с возникновением сверхновой звезды в 1006 и 1054 году, которые, однако, не оставили после себя следов присутствия 14С. Гипотетическая сверхновая звезда 775 года должна была быть очень впечатляющей. Тем не менее, существует возможность того, что такое событие было видно только в южной части неба, которое астрономы того времени не могли узреть, но в этом случае, современная радиоастрономия должна быть в состоянии обнаружить её остатки.

Что касается второй возможности, Miyake утверждает, что существующие следы могли оставить только самая мощная солнечная вспышка, известная до настоящего времени. В исторических источних сообщалось бы, наверно, о его последствиях в виде интенсивного сияния. Кроме того, событие такого масштаба могло привести к повреждению озонового слоя, которое привело бы к разрушительным и, вероятно, видимым экологическим последствиям.

По словам Бейкера, нельзя полностью исключать эти версии. Солнечные вспышки часто связаны с корональным выбросом массы (англ. Coronal mass ejection - CME), посылающие в сторону Земли потоки заряженных частиц. Бейкер добавляет, что возможен случай, в котором CME сопровождает волна весьма высокоэнергетических протонов, а сама вспышка не слишком масштабна.

Автор: R.A. Lovett